Лагерь ласточка имени зины портновой где находится

Лагерь «Ласточка»

После Смолячково земли нет, точнее, нет земли, административно подчинённой Санкт-Петербургу. Смолячково — самая удалённая точка «северной столицы». Дальше уже Финский залив и Ленинградская область.

Не удивительно, что именно сюда, в самый край нынешнего Курортного района города предпочитали отправлять родители набираться сил и здоровья красногалстучную пионерию. Например, в пионерский лагерь «Ласточка».

Об этом заведении с любовью вспоминает детвора из далёких 60-х, 70-х, 80-х и 90-х гг. прошлого века. Но где-то с середины «нулевых» здесь заброшенный лагерь, «Ласточка» свой полёт прекратила, пионеры и вообще дети кончились — демографическая яма, финансовые трудности, черноморское побережье, Турция, Канары, Мальдивы, Багамы, Хельсинки, Турку, Лапландия и, как результат, оздоровляться некому.

У ФГУП «РНЦ «Прикладная Химия», на балансе которого пребывал объект, начинались финансовые неурядицы, и заброшенный лагерь «Ласточка» арестовали для продажи и расчёта по долгам.

Здания неумолимо приходили в упадок, ветшая с каждым годом всё больше и больше, в крышах дыры и щели, по интерьерам словно хан Мамай прошёлся и не собирался останавливаться. Но, тем не менее, добра оказалось достаточно, раз в 2015 г. Комитет имущественных отношений самого северного мегаполиса раскошелился на аукционе, организованным Росимуществом, на более чем треть миллиарда рублей и приобрёл заброшенный лагерь «Ласточка» в своё пользование. Номинально фигурирует почти два десятка недвижимых объектов и без малого 12 гектаров земли.

Будем надеяться, что всё возвратится на круги своя, и со временем заброшенный лагерь «Ласточка» наполнится звуками утреннего горна, детским смехом, неподдельным оптимизмом, а, значит, и верой в будущее города и страны.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Реальная история подвига Зины Портновой ⁠ ⁠

Обычно Зину Портнову причисляют к детям, к пионерам – Героям Советского Союза, таким как Валя Котик, Марат Казей. Демонстрируется довоенная фотография девочки подростка в пионерском галстуке. Ничуть не хочу умалять подвиг юной героини, но скажу, что к пионерам Зину Портнову отнести сложно. На момент начала войны ей было 15 лет, на момент свершения подвига и героической гибели почти 18. Согласитесь что никак не пионерский возраст.

image

Зинаида Мартыновна Портнова родилась 20 февраля в Ленинграде. Но корни ее были в Белоруссии. Оттуда из Витебской области были ее родители, в 1922 году переехавшие работать в Ленинград. Но каждый год они старались отправить своих двух дочек на лето в родную Белоруссию. Так было и в 1941 году. 12 июня 15-летняя Зина с 7-летней сестрой Галиной уехали в деревню Зуи к родственникам по матери. А те расстарались – достали девчонкам путевки в пионерский лагерь в Волоковыске, в бывшей Польше, на самой границе с Рейхом. Жили в брошенной каким-то польским хозяином вилле. А через неделю это место со сказочной летней природой превратилось в ад.

Девчонкам удалось выбраться, добраться на эшелоне с беженцами до Витебска и даже купить билеты до Ленинграда. Но уехать не успели, в город ворвались немецкие танки и он стал на пару недель ареной ожесточенных боев. Зина взяв Галю ушла к родным в деревню Зуи. Так девочки оказались на оккупированной территории.

Зина хорошо знала местность, у нее было много друзей, каждое лето гостила там. Немудрено, что уже в 1942 году она стала бойцом подпольной организации «Юные мстители», действовавшей на ближайшей к деревне Зуи станции Оболь. Работа юных подпольщиков велась под руководством местной комсомолки Ефросиньи Зеньковой. Писали и расклеивали листовки, по мелочам портили вражеское имущество. Со временем масштаб действий организации расширялся. У юных подпольщиков появилась связь с местным партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда к ним поступали фронтовые сводки и взрывчатка. Сразу возрос масштаб диверсий. В Оболи они взорвали местную электростанцию, вывели из строя кирпичный и торфяной заводы, сожгли льнозавод с большими запасами льна и подорвали единственную водокачку.

Зина в организации была разведчиком. Ей удалось устроиться посудомойкой в столовую курсов переподготовки солдат вермахта. Девушка чистила овощи, мыла полы, а за работу получала остатки еды, которую всегда приносила своей маленькой сестренке Галке. Немного овладев немецким языком, она подслушивала разговоры курсантов и офицеров – весьма ценная информация. Так в августе 1943 года подпольщики узнали, что немцы собираются угонять молодежь в Германию. Благодаря этим сведеньям многим жителям удалось избежать насильственного угона. Зина тоже отправила младшую сестренку в партизанский отряд, но сама вернулась на работу. К тому времени подпольщики задумали рисковую операцию – отравить еду в столовой. И Зинаиде отводилась в этом деле главная роль. Получив крысиный яд, она подсыпала его в суп. В результате немцы траванулись, сотня курсантов и офицеров откинула коньки. Местное гестапо было в ярости, стало искать виновных. Арестовали и Зину, только чудо спасло девушку, немцы заставили ее съесть злосчастный суп, и увидев, что она спокойно ест его, поверили и отпустили. Домой она добралась чуть живой, но травяными отварами и молочной сывороткой бабушка ее выходила. Но надо было уходить, понимая, что рано или поздно гестапо доберется до нее, девушка перебралась в партизанский отряд.

После удачной диверсии организация «Юные мстители» была разгромлена, по доносу предателя были арестованы члены организации, не ушедшие к партизанам. В декабре 1943 года Зина получила выйти на связь с оставшимися в живых подпольщиками и выявить предателя. Но к сожалению наказать не удалось. В деревне Мостище она была опознана некой Анной Храповицкой, которая принародно стала кричать «Вон, смотрите партизанка идет». Полицаи схватили девушку и доставили в гестапо. Там ей предложили сделку: она выдает партизан, ее отпускают на свободу.

image

Обычно я скептически отношусь к частым сценам в кино, где герой попав в плен, завладевает оружием врага и перестреляв всех благополучно бежит. Слишком избитый и набивший оскомину прием, в голливудских и современных российских фильмах. Но в данном случае так и случилось. Следователь угрожал Зине пистолетом, а затем сдуру положил его на стол. По-видимому, не опасался юной и хрупкой девушки. И напрасно. Она схватила пистолет и застрелила гестаповца, а затем еще двух гитлеровцев вбежавших в комнату. Но дальнейшего хэппи-энда обычного для кино не произошло. Зину ранили, повязали и жестоко избили. Почти месяц ее жестоко пытали. 10 января 1944 года ее вывели на расстрел. По свидетельству очевидцев она была полностью седой, после перенесенных мучений. Зине оставался всего месяц до 18-летия.

Маленькой Гале Портновой о смерти старшей сестры ничего не сказали. А потом отправили на Большую землю, в детский дом. Ей было всего десять лет, и кто знает, как бы все обернулось, если бы Галя не забыла постоянные наставления сестры: «Галка запомни. Ленинград улица Балтийская, 24. Запомни!». Так она вернулась назад к матери, отец погиб защищая город.

О подвиге Зины никто не знал еще целых десять лет. Так бы и осталась в числе миллионов безымянных и безвестных героев. Но в 1955 году молодой журналист Владимир Хазанский работающий в витебской газете «Чырвоныя змена», на встрече ветеранов-партизан услышал историю о юной ленинградке, которая мечтала быть балериной, но стала партизанкой-подпольщицей и приняла мученическую смерть за Родину. Рассказал ее бывший комиссар одного из партизанских отрядов Борис Маркиянов. Для корреспондента «Червонки» это было настоящее открытие. Невероятны были подвиги Зины, но за ней открылось существование целой детской подпольной организации «Юные мстители».

Проговорив с партизаном после официальной встречи всю ночь, потрясённый до глубины души услышанным, Хазанский помчался в редакцию «Красной смены». Впечатления и информацию журналист воплотил в статью. Но сначала информацию Хазанского все же проверили надзорные органы. После скандала с Фадеевской «Молодой гвардией» такие проверки стали обязательными. Выяснилось, что указанный в статье партизанский отряд действительно был, фамилии совпали. Нашлись свидетели, участники и даже организатор и руководитель «Юных мстителей», витебчанка Ефросиния Савельевна Зенькова.

image

Галина Мартыновна Мельникова (Портнова) с портретом старшей сестры

Статья Владимира Хазанского «Дело было под Витебском» стала настоящей сенсацией в СССР. Статью опубликовали и центральные издания. Имя Зины Портновой стало нарицательным для юных героев. Нашли и Галю, которая к тому моменту была уже Галиной Мартыновной Мельниковой. Правда в публикациях юную девушку оставили подростком-пионером.

1 июля 1958 года указом Президиума Верховного Совета СССР юной партизанке Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Золотую звезду за № 11112 получила и Ефросиния Зенькова. Все происходило в торжественной обстановке, только мама Зины плакала. Она верила что ее дочь жива, указ о присвоении Зине звания Героя Советского Союза, окончательно разрушил ее надежды.

Галина Мартыновна Мельникова (Портнова) до сих пор жива и проживает в Санкт-Петербурге. Живет и помнит свою старшую сестру, спасшую ее, и отдавшую жизнь за Родину.

image

3.8K постов 8.5K подписчиков

Правила сообщества

Главное правило сообщества — отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.

Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

— Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

— Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

— Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

— Использование идеологизированной терминологии («совок», «ватник», «либерaст»).

— Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.

За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.

Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.

Помимо этого:

— Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

— Публикация постов не по тематике сообщества.

— Провокации пользователей на срач.

Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

Арестовали и Зину, только чудо спасло девушку, немцы заставили ее съесть злосчастный суп, и увидев, что она спокойно ест его, поверили и отпустили.

А где тут чудо? Это железная выдержка и сила воли, личная заслуга Зины Портновой, а не чудо.

Вечная память. Настоящие были герои.

Либо Галя забыла наставления сестры, либо автор не владеет русским языком.

«После скандала с Фадеевской «Молодой гвардией»» ? О чем речь? Нашла в интернетике пару статей, какие-то недостоверные. Я что-то пропустила?

image

Как молоды они были⁠ ⁠

Читаю документы “Боевое донесение штаба 67 гвардейского стрелкового полка”. По этому полку мы работали весной и я собираю информацию для полного фильма, но об этом позже.

Одну за другой перещелкиваю страницы документов и мне попадается на глаза приметная фамилия начальника штаба этого полка, гвардии капитан — Скрыга.

Заканчиваю с “Боевыми донесениями” и решаю снова посмотреть списки потерь за населенный пункт, на котором мы проводили поисковые работы и где поднимали наших погибших солдат весной. И тут мне попадается фамилия Скрыга.

Гвардии капитан Скрыга Иван Гаврилович 1918 г.р.. Место рождения Красноярский край, г. Ачинск. Кадровый офицер. В армии с 1938 года. Погиб 12 августа 1943 года.

На первом фото Иван Гаврилович молод, вся служба ещё впереди. А вот последнее фото, как и его “Боевое донесение”, сделано не задолго перед гибелью.

Вот так вот приезжаем мы в поисковые экспедиции, ходим по уже не существующим деревням, на которых сейчас лишь густо растет трава, поют птицы, и даже не подозреваем кто и как погиб здесь в те тяжелые дни августа 1943 года.

И смотря в эти глаза на фотографиях, ты понимаешь, что как поисковик, ты должен искать тех, кто до сих пор остался лежать там, где сейчас лишь густо растет трава, поют птицы.

Заброшенный лагерь Ласточка

Заброшенный пионерский лагерь «Ласточка» разрушается с каждым днём. Перед поездкой туда, мы смотрели фотографии в интернете, сделанные относительно недавно, но с более целыми объектами и даже памятником, который мы не нашли (видимо окончательно разрушился). К территории лагеря подъехать на легковом автомобиле будет не просто. Дороги около лагеря раздолбаны грузовиками.

44 комментария to “Заброшенный лагерь Ласточка”

Всем привет я Ренат баутдинов тоже долго отдыхал в этом лпгере по 1991 год где то сначало 80 годов ещё у меня там был близкий друг Сергей Анфиногенов если кто нас вспомнил вот ссылка в вконакте добпвляйтесь в друзья https://vk.com/id115263906

ув. admin, оживите пожалуйста страницу. для меня это очень важно. если что, в лагерь ездил 1981 — 1990 гг..

Мой брат Агафошин Игорь играл на трубе в музотряде. Сама я все детство провела в этом лагере. Наши мамы с Игорем тоже работали на з-де Маяк и в пл Ласточка. Моя шеф поваром Клавдия Степановна, а его мама посудомойкой Антонина Степановна. Как то ездили в лагерь, разруха полная, до слез жаль.

Если кто помнит значки и медали лагерей «Ласточка» и «Юный Космонавт» от завода «Маяк», посмотрите эти альбомы, если что узнаете, напишите комментарии к фото https://vk.com/album-97930197_218099282 и этот https://vk.com/album-97930197_218095939

1977 году в лагере работала вожатой Татьяна Дорохова (работница завода Маяк).Если знаете что с ней сейчас пожалуйста напишите.Заранее благодарен и привет всем ласточкинцам.

Ну скажите мне пожалуйста, в лагере «ласточка» была библиотека? А недалеко от лагеря была речка и поле ковыля? Я была в лагере в 1978-79 году, точно не помню. У меня была подруга Зина, где-то есть наше фото, надо поискать.Фамилию Зины к сожалению не помню, а еще почему-то запомнилась девочка в моем отряде-Лера Беркунова или Беркун…

много лет проработал в ласточке в период 80-90 годы был ст вожатым и вожатым больно смотреть на все это

я там был до самого конца пионером Ренат Баутдинов

Всем доброго дня!

Да уж, жуткая картина, страшно подумать, а ведь вот, что осталось от куска моего счастливого советского детства.

Жду ваших сканов. Я так часто не посещал лагерь, и не очень его любил, но что-то туда тянет, да, детство, но почему туда?

А в каком году было 35 лет лагерю?

Алексей, спасибо за фотографию. Действительно очень интересно взглянуть на то, как это было.

оуууу помню памятник перед линейкой где проходила

Я этот лагерь ненавидела. А сейчас смотрю фото и ужас какая ностальгия по детству. У меня есть фото тех времен, но надо найти.

Два вопроса: 1) кто-нибудь знает, с какого года существовал лагерь? 2) Были ли у него значки или медали?

всем привет кто помнит сергея и дмитрия введенских.1979-1990.сергей позже работал вожатым.

Приветствую Алексей. Меня зовут Владимир я тоже в этом лагере все детство провел, я так думаю большенство измайловских детей там отдыхало (лично я жил на 3-й парковой), ну да ладно грусно все это смотреть на эти фотографии. Вы написали, что дискатека была в столовой, а разве не в клубе за столовой, а второе место где проводили дискотеки это напротив центрального входа столовой там была танс плащатка еще если прямо дальше идти там медпункт и стомотология в одном здании и много кустов шиповника как помню.

Да, Владимир! Точно! Дискотека была и перед столовой, на танцплощадке, и у клуба. Мне (не знаю почему) запомнились те, которые были в столовой. Территория за столовой, ассоциируется с чисткой картошки, баней (душевыми), собственно самим клубом. А танцплощадка. мне больше здание игротеки запомнилось. Домик игротеки был справа по тропинке к мед.пункту. А,а,а вспомнил танцплощадку. Да, прямо перед главным входом в столовую. Слева, в начале тропинки к игротеке и медпункту. Хотя не тропинка, хорошая дорожка была!

Аааааа,помню как картошку заставляли чистить)))))))))))

Вы правильно все помните. Но когда была плохая погода, я помню,что дискотека была в столовой.

Здравствуйте!! Меня зовут Алексей. Я с 1983 по 1991 годы работал в этом лагере вожатым. Начинал с 15 отряда и закончил 1 отрядом. Огромное количество детей работников завода Маяк отдыхали в отрядах, которыми я руководил. Эти годы стали лучшимии в моей жизни. Я с Володей Юриным начал работать в 2-х этажном корпусе на младшей территори, и постепенно перешел на старшую. Часто смотрю на фото нашей летней жизни и мысленно ухожу в то далекое и прекрасное время. жаль, что нет сообщества или группы людей из этого лагеря. Многих вожатых до сих пор помню по именам. Да и пионеров своих тоже помню, благо небольшой ффотоархив остался.

Это Алексей Пронин в тельняжки да я его тоже помню

Пришлите пожалуйста фото на адрес [email protected] Меня родители отправляли на две смены года примерно 84-89гг. Помню был один вожатый , его знала и любила вся Ласточка .С ним было интересно. Походы,зарницы. К сожалению не помню его имени.

Дорый день Алексей,меня зовут Сергей я отдыхал в Ласточке много лет всегда в вашем отряде

«Успех нашей книги говорит только о том, что в стране живут нормальные люди» Интервью Елены Малисовой и Катерины Сильвановой — авторов бестселлера «Лето в пионерском галстуке» об отношениях вожатого и пионера

«Лето в пионерском галстуке» и «О чем молчит ласточка» — два романа российских писательниц Катерины Сильвановой и Елены Малисовой, ставшие хитами . Против «Лета» неоднократно выступали российские пропагандисты. Из-за того, что в сюжете описаны романтические отношения пионера и вожатого, возмутились Захар Прилепин, Никита Михалков и Дмитрий Киселев. Писательницам начали поступать угрозы, и они были вынуждены покинуть Россию. Накануне принятия закона о запрете «ЛГБТ-пропаганды» (под который теперь может попасть и роман Сильвановой и Малисовой), с авторами текста поговорила литературный критик Галина Юзефович.

— Первый мой вопрос — самый очевидный. Если я правильно понимаю, по возрасту ни одна из вас не успела побыть пионеркой — так почему вы обратились именно к советскому сеттингу? Почему вам захотелось разместить свою историю в этих чуждых вам декорациях?

Елена Малисова: Ну, во-первых, историей в широком смысле я интересуюсь с самого детства. Во-вторых, я поздний ребенок — если бы у меня сейчас были живы дедушка с бабушкой, им было бы под 100 лет. Они воспитывались в советских традициях, как и мои родители — да и я, в сущности, тоже. Я всю жизнь, тоже с самого детства, была окружена артефактами СССР — от вещей до книг и фильмов. Поэтому я не считаю СССР чем-то чуждым.

Плюс ко всему со времен распада Советского Союза прошло не так много времени — мы же не можем сказать, что вот с такой-то конкретной даты мир необратимо изменился, а люди, родившиеся и повзрослевшие в СССР, разом взяли и полностью преобразились. Все-таки изменение мышления — это слишком долгий процесс, не одно поколение занимает. В некотором смысле советское время продолжается в нас.

Кроме того — и это тоже стало для нас источником мотивации, — об СССР много информации, много источников на русском языке, это [для работы над книгой] очень важно. Если бы мы захотели написать историю, ну, например, про конец XIX — начало XX века в Сиаме, где бы мы взяли информацию об этом периоде? С СССР такой проблемы нет.

Нас часто укоряют за то, что мы пишем о стране, где сами не жили. Ну хорошо, а если бы жили, что бы поменялось? Чтобы хорошо описать какую-то эпоху, необязательно лично проживать соответствующий опыт. Мы можем опереться на объективные исторические данные и на свидетельства очевидцев, которых вокруг очень много. Более того, взгляд из будущего зачастую более комплексный, чем взгляд изнутри. Он позволяет увидеть какие-то взаимосвязи, которые современнику различить сложно.

— А была ли какая-то эмоциональная причина обратиться именно к этой эпохе?

Елена Малисова: Все мое детство — это один сплошной советский контекст. Конечно, меня туда тянуло.

Катерина Сильванова: Чуть ли не самые счастливые дни моего детства прошли в заброшенном пионерлагере. Я видела все эти гипсовые статуи, все эти корпуса. Конечно, я никогда не была пионеркой, не приезжала туда на смену, но мне очень нравилось на эту тему фантазировать.

Я не так хорошо, как Лена, разбираюсь в истории, но меня советская эпоха тоже всегда притягивала. И в 1990-е, когда я росла, и в нулевые было очень много фрагментов советского наследия — и в воспитании, и в других сферах. Для современных подростков СССР, конечно, гораздо дальше, для них это часть прошлого. Для меня же это что-то близкое, там жили мои родители, бабушки, дедушки, я взрослела на их воспоминаниях и рассказах. Для меня СССР — непосредственная и персональная предыстория меня как личности, как человека.

— Многие из тех, кто вас критикует, пишут, что вы очерняете советское прошлое. У меня, как у человека, его заставшего, было как раз обратное ощущение — что вы его немножко идеализируете и романтизируете. Вам правда симпатична эта эпоха?

Елена Малисова: Я думаю, в первую очередь мы должны оговориться, что точка зрения автора не равна точке зрения персонажа. Любая история всегда держится на персонаже, на его внутреннем конфликте. События сюжета — это обрамление изменений персонажа.

В «Лете в пионерском галстуке» мы смотрим на мир глазами [главного героя романа] Юры — и его позиция не соответствует на все сто ни моей точке зрения, ни Катиной. Это позиция Юры — его воспоминания о Советском Союзе в самом деле пронизаны ностальгией. Ностальгия там [в романе] вообще проходит красной нитью через весь текст.

«Лето в пионерском галстуке» — книга о подростке, влюбленном в вожатого Против нее выступили Захар Прилепин и Никита Михалков. И теперь это главный бестселлер сезона в России

«Лето в пионерском галстуке» — книга о подростке, влюбленном в вожатого Против нее выступили Захар Прилепин и Никита Михалков. И теперь это главный бестселлер сезона в России

— А за последние восемь месяцев в вашем отношении к СССР что-то поменялось?

Катерина Сильванова: Да нет, у меня оно было однозначным и до войны. Мы же говорим слово «война»?

— Да, мы в «Медузе» называем войну войной.

Катерина Сильванова: Хорошо, мне не страшно. В общем, мне кажется, если ты объективный человек с элементарными зачатками критического мышления и умеешь пользоваться нормальными источниками, а не слушать, что говорят про Советский Союз в телевизоре, то какое у тебя может быть мнение по его поводу? Ясно же все.

— Но все же в романе все у вас очень нежно и ностальгически. Я читала и думала: «Да где же они такой пионерлагерь откопали, что там такая милота сахарная?»

Елена Малисова: Так было нужно для истории. А когда люди говорят, что мы очерняем советское прошлое, то на самом деле они хотят сказать, что мы очерняем их личные воспоминания. Именно это их ранит и оскорбляет.

Если человека шокируют какие-то сюжетные перипетии у нас в «Лете», то в контексте их эмоционального восприятия, их прошлого это, конечно, будет восприниматься как очернение. Хотя в действительности критики Советского Союза в книге практически нет, она там и не нужна.

— Катя уже немного затронула тему локации, в которой разворачивается действие романа. Пионерлагерь «Ласточка» выглядит у вас каким-то очень реальным — он в самом деле существует? И если да, то что вас с ним связывает?

Катерина Сильванова: В строгом смысле слова пионерлагеря «Ласточка» имени Зины Портновой нет, но есть его конкретный прототип, с которого я буквально этот лагерь списывала, просто в романе мы дали ему другое название.

Помню, где точно он находился в Харьковской области. Знаю, что с ним сейчас, — там построили турбазу, а лагерь снесли. Меня с этим лагерем связывает очень прикольная история. Подруга моей мамы Раиса Ивановна еще в советское время и сразу после работала там завхозом. Когда там были смены, она выдавала детям матрасы, ключи от комнат и все такое. Когда смен не было, она за лагерем следила вместе с мужем, то есть буквально там жила. В 2000-м или 2001-м лагерь перестал функционировать, но у Раисы Ивановны остались ключи и доступ ко всем этим корпусам, поэтому мы туда приезжали просто отдохнуть — там речка, лодку можно было взять, Новый год праздновали… Я просто обожала это место.

Чувства были как у взрослого уже [главного героя романа] Юры, который возвращается через много лет и видит полуразрушенные корпуса, все эти заросли. Я туда приезжала и замечала: деревянный корпус, который еще в прошлом году хоть облупленный, но стоял, на следующий год уже просто лежал. Это очень для меня родное воспоминание, очень личное. Поэтому, возможно, получилось описать этот лагерь так, что он кажется настоящим.

Елена Малисова: Насколько я знаю, многие лагеря строились по одному плану, так что все они были во многом похожи. Возможно, именно поэтому читатели узнают в «Ласточке» те места, где когда-то отдыхали сами.

— Важный для меня вопрос: как бы вы описали свою аудиторию?

Елена Малисова: Кто конкретно нас читает — вопрос очень сложный. У нас нет всей статистики, кто покупает наши книги, — но, естественно, это совершеннолетние люди, ведь при покупке книги проверяют паспорт .

В целом в творчестве я довольно эгоистична. Я пишу всегда для себя, а не для кого-то — просто не думаю о том, кто потом будет ее читать. В случае с «Летом» мы писали эту историю друг для друга. Вот и получается, что первая наша аудитория — это мы двое. После того как мы выложили роман в интернете [бесплатно на сайте «Фикбук»], аудитория у «Лета», конечно, выросла и стала очень разнообразной и по возрасту, и по полу.

— А был ли у вас какой-то образ, какой-то план — к кому вы обращаетесь, что вы этим людям хотите сказать?

Елена Малисова: Я думаю, что в этом и состоит одна из причин популярности нашего романа — он никому ничего не навязывает, не транслирует никаких идей. Он просто рассказывает историю двух юных людей на фоне начинающейся перестройки и последующего распада огромной страны.

Наши так называемые охранители попытались построить вокруг «Лета» какую-то конспирологическую теорию: мол, почему он написан, для чего, какие ценности продвигает, наверняка же это все неспроста. Но художественное произведение, я думаю, стоит рассматривать не с точки зрения конспирологии, а с точки зрения драматургии — тогда многие вопросы отпадут.

В сущности, в «Лете» самое главное — запрет на самое доброе и светлое чувство, любовь, потому что для общества важно не само это чувство, а то, к кому оно обращено. Получается, что в большей части романа мы просто показываем чистоту этого чувства, а в момент озарения главный герой делится этой мыслью с другим персонажем — а заодно и с читателем. К какому читателю можно обратиться с этой мыслью? Да к любому примерно, я думаю.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Контакты
Шоссе космонавтов, Пермь
Контакты
Шоссе космонавтов, Пермь
Made on
Tilda