автомобили с парт таймом
Про использование полного привода типа Part-Time зимой.
Подключаемый полный привод или полный привод Part-Time
Part-time 4WD, (англ. «Part time» — неполный рабочий день) — полный привод временного использования. При движении по дорогам с твёрдым покрытием вся тяга передаётся только на один мост, как правило задний. Второй мост подключается водителем с помощью рычага или кнопки.
У автомобилей с part-time 4WD отсутствует межосевой дифференциал, который позволил бы карданным валам вращаться с разными скоростями когда автомобиль поворачивает. При включенном полном приводе передний и задний карданные валы через раздаточную коробку жёстко соединены друг с другом и вращаются с одной скоростью. В повороте же передние колеса автомобиля проходят больший путь, двигаясь по дугам большего радиуса, а значит, и вращаются быстрее задних.
Причём чем круче поворот, тем разница больше. И на автомобилях с таким типом привода тяга на передних колёсах падает, а на задних — наоборот, растёт. В некоторых случаях тяговый момент может смениться тормозным, то есть передние колёса будут увеличивать сопротивление движению автомобиля. Когда под колесами асфальт, то езда на полном приводе вызывает напряжения в трансмиссии, что может привести к ее серьезной поломке.
Есть несколько вариантов поломок.
Может сломаться крепление переднего моста, которое, как известно, сопровождается дырой в картере двигателя, и пробоем трубки охлаждения АКПП.
Полный привод, на пикапах парт тайм (part-time), особенности
Системы авто
Плюсы и минусы системы полного привода Part-Time
Автомобили повышенной проходимости имеют различные конструкции систем полного привода. Каждая из них имеет свои преимущества и недочеты. Мы поговорим о системе подключаемого полного привода, или как ее еще называют part-time. В чем ее «козыри» и основные «минусы»?
Для подключения второй оси служит раздаточная коробка. В итоге, когда такая трансмиссия работает в полноприводном режиме, осуществляется жесткая связь между передними и задними колесами, а также распределение момента между ними в соотношении 50:50. Это схема классических внедорожников. И надо отметить, такой тип трансмиссии при необходимости преодоления тяжелого бездорожья оказывается очень эффективным.
Дело в том, что при жесткой связи мостов между собой возникает такое явление как циркуляция мощности. Причем, если машина движется по твердому асфальтовому покрытию, она может иметь очень большие значения. Эта циркулирующая мощность не принимает участие в преодолении сил, препятствующих движению машины, тем самым еще больше нагружая узлы трансмиссии и покрышки.
Также циркуляция мощности приводит к значительным потерям мощности агрегата на пробуксовку колес. Все это приводит к возрастанию расхода горючего, а также к повышенному износу деталей трансмиссии при езде по общим дорогам. Поэтому циркуляцию мощности еще называют паразитной мощностью.
Потому сегодня привод part-time практически изжил себя и не применяется в автомобилестроении. Его можно встретить лишь на старых грузовых полноприводных авто или классических вездеходах.
Постоянный (Full-time) или подключаемый (Part-time) полный привод: чем различаются и какой лучше?
Наверное все знают, что такое полный привод. Говоря простым языком, этот термин означает, что все колеса, имеющиеся на внедорожнике, квадроцикле или другом транспортном средстве являются ведущими. Казалось бы все просто, мощность от двигателя просто передается на все колеса. В целом да, но вот реализована схема передачи крутящего момента может быть по-разному. Наиболее распространены два варианта: постоянный полный привод (Full-time) и жестко подключаемый полный привод (Part-time). Существуют и другие варианты реализации: через вискомуфту на базе переднего привода, многорежимные системы, технологии отдельных производителей, например quattro от Audi, и даже варианты с использованием электродвигателя на одной из осей. Но все эти системы часто сложны и напичканы электроникой, либо не предназначены для использования в условиях бездорожья. Поэтому остановимся на наиболее простых и распространенных системах постоянного (full-time) и подключаемого (part-time) полного привода. Начнем с последнего.
Жестко подключаемый полный привод (part-time)
Эта разновидность полного привода появилась раньше остальных. Если брать отечественную технику, то подключаемый полный привод используется на УАЗе, ГАЗ-66 и других полноприводных автомобилях. Конструкция довольно проста: крутящий момент от двигателя передается в коробку передач, далее в раздаточную коробку, и от нее уже к мостам и колесам. Раздаточная коробка позволяет подключать и отключать один из мостов, обычно передний. Т.е. при движении по нормальной дороге передний мост за ненадобностью отключается и крутящий момент передается только задним колесам. А при движении по бездорожью передняя ось жестко подключается и крутящий момент равномерно распределяется между осями.
Схема жестко подключаемого полного привода на примере УАЗа
Помимо включения и отключения полного привода раздаточная коробка позволяет выбрать повышенную или пониженную передачу, что весьма удобно в тяжелых дорожных условиях.
Постоянный полный привод (full-time)
Среди отечественных автомобилей ярким представителем с данным типом полного привода является Нива. Принципиально конструкция ничем не отличается от системы жестко подключаемого полного привода: крутящий момент также передается в КПП, оттуда в раздатку, и с нее уже к мостам и колесам. Но вот конструкция и принцип работы раздаточной коробки в данном случае несколько иной. Если при подключаемом полном приводе передний мост жестко подключается и отключается с помощью рычага на раздатке, то в случая постоянного полного привода оба моста подключены постоянно. Т.е. крутящий момент от двигателя постоянно передается на все колеса автомобиля.
Схема постоянного полного привода на примере Нивы
При этом выходы раздаточной коробки на передний и задний мосты соединены не жестко, как например при включенном полном приводе на УАЗе, а с помощью межосевого дифференциала. Это дает возможность использовать полный привод на любой поверхности в отличие от автомобиля с part-time, где движение с включенным полным приводом по ровной сухой поверхности нежелательно.
При всем этом раздаточная коробка на Ниве имеет возможность блокировки межосевого дифференциала, что позволяет жестко соединить между собой выходы на переднюю и заднюю ось. В этом режиме постоянный полный привод аналогичен жестко подключенному полному приводу. Также есть возможность выбора повышенной и пониженной передачи. Еще можно добавить, что на Ниве раздаточная коробка соединена с КПП не напрямую, а с помощью промежуточного вала, но это не так важно.
Какой полный привод лучше: постоянный (full-time) или жестко подключаемый (part-time)?
Каждый из этих видов полного привода имеет свои преимущества и недостатки. Выделим очевидные плюсы подключаемого полного привода по сравнению с постоянным:
Существенный недостаток всего один — не рекомендуется ездить на полном приводе по асфальту.
Теперь выделим плюсы и минусы постоянного полного привода по сравнению с подключаемым. Итак, достоинства:
Из недостатков можно выделить разве что чуть большую сложность конструкции и теоретически больший расход топлива при прочих равных условиях.
Вывод
Эти две системы полного привода по своей конструкции и принципу действия отличаются незначительно, а в т.н. «боевом» режиме, т.е. с включенной блокировкой и на пониженной передаче их работа в целом идентична. Поэтому говорить о том, какой вид лучше сложно: обе системы надежны и эффективны. Но если уж делать выбор, то чисто для бездорожья жестко подключаемый полный привод будет предпочтительнее, а если сложные участки часто сменяются дорогой, то тут лучше подойдет постоянный полный привод. Хотя могу ошибаться. Пишите в комментариях, какой тип полного привода считаете лучшим.
Читайте также:
Постоянный (Full-time) или подключаемый (Part-time) полный привод: чем различаются и какой лучше?: 4 комментария
«Из недостатков можно выделить разве что чуть большую сложность конструкции…» — да ну! Чем же фулл-тайм сложнее парт-тайма? Наличием блокируемого дифференциала? А про то, что в парт-тайме есть механизм отключения переднего моста — это не сложность конструкции? А муфты отключения ступиц УАЗа? А электрические хабы отключения передних полуосей на Форчунере? В фулл-тайме всего этого огорода нет за ненадобностью.
Во-первых — я не зря сказал «ЧУТЬ бОльшую сложность», ключевое слово — «Чуть». Во-вторых — имеется в виду только конструкция раздатки, без хабов и т.д. В-третьих да, блокируемый межосевой дифференциал ЧУТЬ сложнее механизма жесткого подключения моста. Сам факт того, что парт-тайм появился раньше, уже подтверждает это
Спасибо за информацию! На мой взгляд, оба привода актуальны в разных условиях дороги! Исправьте немного текст: «а если сложные участки дороги часто сменяются…» так будет правильнее!
Полный привод: постоянный и подключаемый. Как устроен и в чём разница?
Чтобы передвигаться по бездорожью и уверенно чувствовать себя в поворотах, нужно «грести» всеми четырьмя колёсами – это общеизвестно. Но как передать крутящий момент на них? Стоит ли это делать постоянно или только когда нужно и где кроются подводные камни?
Главное и неизменное «действующее лицо» всех систем полного привода — это раздаточная коробка: специальный агрегат, который получает крутящий момент от коробки передач и распределяет его на переднюю и заднюю оси. А вот методик распределения, равно как и схем компоновки, есть несколько.
Системы полного привода принято делить на три типа:
Постоянный полный привод (Full-time)
Плюсы:
Система постоянного полного привода 4Matic (Mercedes-Benz)
Первое, что приходит в голову, когда есть задача передать крутящий момент на две оси, — это жестко подсоединить их к раздатке железными трубами. Но вот незадача: при прохождении поворотов колеса автомобиля проходят разные пути.
Если жестко соединить оси, то какие-то колеса будут ехать, а какие-то — пробуксовывать. В грязи, когда покрытие мягкое, это нестрашно. Во времена Второй мировой, скажем, легендарные «Виллисы» спокойно ездили с жестко соединенными осями, потому как эксплуатировались исключительно на бездорожье. А вот если покрытие твердое, то эти пробуксовки будут порождать крутильные колебания и медленно, но верно разрушать трансмиссию.
Поэтому в раздаточной коробке автомобилей с постоянным полным приводом располагается межосевой дифференциал — механизм, который распределяет мощность между осями и позволяет им вращаться с разной скоростью. И если какое-то колесо замедляется, то обороты другого увеличиваются, но настолько же падает и крутящий момент на нем.
Все это здорово, пока мы едем по асфальту, а что делать, если задней осью мы застряли в луже? На передних колесах, которые будут стоять на твердой поверхности, будет момент но не будет оборотов, зато задние будут вращаться очень быстро, но момент на них будет маленьким. Маленькой будет и мощность на заднем колесе и ровно такую же мощность дифференциал подаст на передок. Буксовать в таком случае можно хоть целую вечность — все равно не сдвинешься.
Для таких случаев дифференциал снабжают блокировкой — когда она включена, обороты на всех колесах одинаковые, а момент зависит только от сцепления колес с дорогой.
За счет наличия дополнительных узлов (дифференциала и блокировки) вся система получается достаточно тяжелой и сложной. Кроме того, постоянная передача момента на все колеса увеличивает потери энергии, а значит, ухудшает динамику и увеличивает расход топлива.
Постоянный полный привод в автомобилестроении до сих пор используется, хотя в последнее время эту систему постепенно вытесняет полный привод по требованию, о котором речь пойдет дальше.
Постоянный или подключаемый полный привод – недостатки и преимущества
Спрос на полноприводные внедорожники растет с каждым годом. Действительно, учитывая качество дорог периферии и суровые зимние условия, передвижение на автомобиле с полным приводом гораздо увереннее, безопаснее и комфортнее, чем на машинах с моноприводом.
Единственное, при выборе автомобиля следует учитывать тип трансмиссии, оценив все преимущества и недостатки постоянного или подключаемого полного привода еще до покупки. Это позволит выбрать авто, которое будет обеспечивать отличную динамику и управляемость на асфальте, предсказуемое поведение и надежное сцепление с дорожным полотном на гололедице + уверенную проходимость на зимних и разбитых периферийных дорогах.
Типы привода
Главное «действующее лицо» всех систем полного привода – это раздаточная коробка, или по-простому, раздатка. От коробки передач на нее идет крутящий момент, который раздатка распределяет на переднюю и заднюю ось. Учитывая, что разговор идет о полном приводе, внедорожники, кроссоверы, полноприводные седаны и универсалы могут получать тягу сразу на все четыре колеса, только вот методик распределения крутящего момента несколько. Это и определяет, в конечном итоге, типы привода (или полноприводных трансмиссий).
Всего различают три основных типа полного привода:
- Part-time – принудительно (вручную) подключаемый привод;
- Full-time (или 4WD) – постоянный полный привод;
- Torque on-demand (или AWD) – автоматически подключаемый привод (работа электроники).
Далеко не все автовладельцы хорошо понимают принципиальные различия между системами полного привода. Поэтому стоит разобраться, что представляет собой каждый тип привода, и выявить основные недостатки и преимущества каждого из них.
Part-time – подключаемый полный привод
Тип трансмиссии «парт-тайм» появился первым, и является самой простой и кондовой системой принудительно подключаемого полного привода, традиционного для мощных внедорожников, еще со времен военных моделей Jeep Willys.
Характерная особенность трансмиссии – передняя и задняя оси соединяются между собой без межосевого дифференциала, и крутящий момент распределяется в строгом соотношении. Если по-простому, то колеса передней и задней оси крутятся с одинаковой скоростью.
Для справки: Дифференциал – механическое устройство, принимающее крутящий момент с приводного вала, и распределяющее его пропорционально между ведущими колесами. В процессе распределения крутящего момента дифференциал автоматически компенсирует разницу в скорости вращения колес.
Именно при эксплуатации авто с жесткой схемой подключения у водителей чаще всего возникает вопрос – можно ли постоянно ездить на полном приводе с системой part-time. Ответ – нельзя, и это один из главных недостатков привода.
Отсутствие межосевого дифференциала накладывает на такую систему полного привода определенные ограничения: использовать ее на асфальте нельзя. Недаром в переводе с английского «part-time» звучит, как «частичная занятость». Это означает, что этот тип полного привода предназначен для временного подключения: на раскисшем грунте, песке, в грязи, на рыхлом снегу, на льду, то есть везде, где колеса могут проскальзывать при повороте, компенсируя отсутствие дифференциала.
Если не отключать привод при выезде на асфальтированную дорогу, машина будет продолжать ездить, но ускорится износ резины, повыситься нагрузка на узлы трансмиссии, автомобиль будет плохо управляться, особенно в поворотах. Хотя в зимнее время необходимость отключения привода опасна – езда на одном только заднем приводе зимой чревата заносами, а участки с гололедом могут возникать перед машиной совершенно неожиданно.
Если говорить о преимуществах, то основные достоинства подключаемого полного привода – это механическая надежность и максимальная простота системы при высоком уровне проходимости. Машина с part-time – это идеальный «союзник» для любителей off-road, активного образа жизни (рыбалка, охота, путешествия по неизведанных уголкам России), да и просто для тех, кто постоянно живет на периферии. Выбрать есть из чего: все модификации УАЗ, включая модель Патриот, Jeep Wrangler, утилитарные модели Nissan Navara и NP300, пикапы Toyota Hilux, Tacoma и Tundra, и это далеко не полный список.
Full-time (4WD) – постоянный полный привод
Недостаток подключаемого полного привода со временем был нивелирован за счет разработки системы постоянного полного привода 4WD, где все четыре колеса ведущие и напрямую связаны с двигателем. Для нормальной езды по асфальтированным дорогам установлен дифференциал, который распределяет мощность между осями, позволяя им вращаться с разной скоростью. Избыток мощности, при этом, устраняется за счет внедрения в систему блокировки дифференциала, которая позволяет распределять мощность по осям в разном соотношении, благодаря чему автомобиль может постоянно ездить на полном приводе на любых типах покрытия.
Среди главных преимуществ системы постоянного полного привода:
- Громоздкая, но максимально надежная, практически «неубиваемая» конструкция;
- Возможность езды, как по асфальту, так и по бездорожью без потери управляемости и динамики;
- Лучшая активная безопасность движения в период межсезонья и зимнего периода;
- Идеальная проходимость по бездорожью.
Есть у этого типа привода и свои недостатки, среди которых повышенный расход топлива, постоянная нагрузка на трансмиссию, сложность ремонта и настройки управляемости.
Среди самых востребованных машин с полным приводом Land Cruiser Prado, Land Rover Discovery, Volkswagen Touareg. Среди полноприводных версий есть даже легковые автомобили и паркетники, например, Audi Quattro, Toyota RAV4 первых двух поколений, Suzuki Grand Vitara 3 поколения, а вот среди машин нового поколения «фултайм» встречается все реже и реже.
Torque on-demand (AWD) – автоматически подключаемый привод
Дальнейшее совершенствование системы полного привода привело к появлению сложных электронных систем управления трансмиссией, которые автоматически регулируют (перераспределяют) крутящий момент. Принцип работы автоматически подключаемого привода заключается в следующем: в нормальном режиме езды, например, по асфальтированной дороге, автомобиль остается условно моноприводным, но при малейшей пробуксовке колес в работу активно включается вторая ведущая ось. При этом дифференциала здесь нет – крутящий момент распределяется посредством электронно-управляемой муфты.
Это было бы достаточно просто, если бы не было так сложно: в работе системы AWD участвует множество дополнительных систем-помощников. Это системы стабилизации и курсовой устойчивости, антипробуксовочные системы и системы распределения крутящего момента, которые получают сигналы с датчиков силового агрегата, рулевого управления, ABS, контролирующих скорость вращения каждого из колес. И чем современнее и дороже автомобиль, тем больше различных систем реализуется в общей схеме автоматически подключаемого привода.
Умный автомобиль – именно то выражение, которое позволяет охарактеризовать такой тип привода, и это является его главным преимуществом. Машина в движении собирает всю информацию о своем поведении на дороге, передает ее на бортовой компьютер, который анализирует полученные данные и на их основе настраивает передачу крутящего момента на оси. И именно посредством электронно-управляемой муфты безо всякого участия дифференциала.
Несмотря на видимое удобство, экономичность и довольно высокий уровень активной безопасности, автоматически подключаемый полный привод имеет и ряд недостатков, среди которых:
- Отсутствие возможности использования на бездорожье;
- Повышенный износ, отказы в работе и перегрев муфты при постоянных пробуксовках (перегрузках);
- Чем больше «наворотов» у системы, тем она уязвимее, и тем сложнее и дороже будет ремонт трансмиссии.
Среди машин с AWD спросом пользуются такие проверенные временем и дорогами модели, как Nissan Murano и X-Trail, Kia Sportage (после 2004 г. в.), Ford Explorer, Land Rover Freelander, Cadillac Escalade (после 2006 г. в.).
Какой же привод лучше и что выбрать? Тот, который больше всего подходит под ваш стиль жизни и поставленные задачи. Если вы любитель бездорожья – выбирайте надежный «part-time», нужен универсальный авто – обратите внимание на систему полноприводной трансмиссии «full-time», чаще передвигаетесь в городе и редко съезжаете с асфальта – покупайте машину с автоматическим AWD приводом.
Sorry, you have been blocked
This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.
What can I do to resolve this?
You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.
Cloudflare Ray ID: 7e9d997fe8c0300b • Your IP: Click to reveal 178.132.110.79 • Performance & security by Cloudflare
Системы полного привода (Deutsch, English, Русский)
Производители называют полноприводные версии своих автомобилей различными способами, но на практике существуют лишь четыре вида систем полного привода:
полный привод part-time (Редактировать)
Part-time 4wd, от англ. «Part time» — неполный рабочий день. Другими словами — полный привод временного использования. При движении по дорогам с твёрдым покрытием вся тяга передаётся только на один мост, как правило задний. Второй мост подключается водителем с помощью рычага или кнопки.
У автомобилей с part-time 4wd отсутствует межосевой дифференциал, который позволил бы карданным валам вращаться с разными скоростями когда автомобиль поворачивает. При включенном полном приводе передний и задний карданные валы через раздаточную коробку жёстко соеденены друг с другом и вращаются с одной скоростью. В повороте же передние колеса автомобиля проходят больший путь, чем задние.
При включенном полном приводе и попытке повернуть автомобиль в трансмиссии возникают напряжения, которые могут ослабиться только за счет проскальзывания колес на грунте. Поэтому использование такого полного привода ограничено участками с очень низким коэффициентом сцепления (грязь, снег, лед, песок). На дороге с сухим твердым покрытием колесам очень тяжело провернуться, сильно изнашиваются шины, в трансмиссии возникает сильное напряжение, что может привести к ее серъезной поломке.
Внимание! Надпись «Part-time 4wd» на селекторе режимов трансмиссии SelecTrac у Jeep Cherokee означает блокировку межосевого дифференциала. Тип трансмиссии SelecTrac — Многорежимный полный привод.
постоянный полный привод (Редактировать)
Англ. Full-time 4wd, permanent 4wd, permanently-engaged 4wd. Система, в которой усилие от двигателя передается на все колеса постоянно. Такая трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, что позволяет передним и задним колёсам проходить разные расстояния в поворотах. На таком автомобиле можно двигаться в режиме полного привода как по дорогам, так и на бездорожье. Для тяжелых дорожных условий межосевой дифференциал может быть заблокирован. В этом случае работа полного привода становится аналогичена Part-Time 4wd, т.е. жесткое, но не равномерное распределение тяги между мостами, которое зависит от сцепных условий под ведущими колесами(от сцепного веса и коэффициента сцепления, если нет подъема). Где сцепные условия лучше, туда и будет подаваться больший крутящий момент. В некоторых системах блокировка межосевого дифференциала принудительно включается водителем, в других же межосевой дифференциал блокируется автоматически при пробуксовке или опасности пробуксовки колес. Для блокировки может использоваться, например, дифференциал Torsen, вискомуфта, управляемое электроникой многодисковое сцепление и пр.
В последние десятилетия получила применение электронная система контроля тягового усилия на всех четырех колесах, призванная заменить механическую блокировку дифференциалов. Такая система подтормаживает буксующие колеса, тем самым перераспределяя тяговое усилие на колеса, имеющие лучшее сцепление с дорогой (Mercedes ML, BMW X5, Land Rover Discovery II). Однако, при движении по серьезному бездорожью, такая электронная система не эффективна.
автоматически-подключаемый полный привод (Редактировать)
Англ. automatic 4wd, on-demand 4wd. В такой системе в нормальных дорожных условиях ведущим является только один мост. Полный привод подключается при необходимости. Как правило, это происходит при пробуксовке колес и, как только пробуксовка устранена, полный привод отключается. Для подключения второго моста может использоваться вискомуфта, или многодисковое сцепление приводимое гидронасосом, самоблокирующееся при появлении разницы в скоростях вращения переднего и заднего моста; или же многодисковое сцепление с электронным управлением, получающее информацию о пробуксовке от датчиков ABS и улавливающее малейшую разницу в скоростях вращения переднего и заднего мостов.
Т.н. превентивная система автоматически-подключаемого полного привода способна с помощью различных датчиков (ускорения, степени нажатия акселератора и пр.) определять возможность пробуксовки и необходимость подключения полного привода до пробуксовки ведущих колёс.
многорежимный полный привод (Редактировать)
Англ. Selectable 4wd. В другую категорию можно выделить автомобили Mitsubishi Pajero (трансмиссия Super Select 4wd) и Jeep Grand Cherookee (трансмиссия SelecTrac), Nissan Pathfinder (All-mode 4wd) с их селективной трансмиссией, которую можно назвать системой постоянного полного привода (автоматически-подключаемого в случае с Nissan Pathfinder) с возможностью принудительного отключения переднего моста.
В Pajero, например, можно выбрать один из следующих режимов: 2wd, 4wd с автоматической блокировкой центрального дифференциала (аналогично Full-Time 4wd), 4wd с жестко заблокированным дифференциалом (аналогично Part-Time 4wd) и пониженная передача (Low range Part-Time 4wd).
Для дополнительного чтения: (Редактировать)
Видели лучшее описание Для Дополнительного Чтения: в печатном журнале? Пожалуйста остканируйте или сфотографируйте, и отправьте на
в чем различие между терминами 4wd и awd? (Редактировать)
Автопроизводители не всегда следуют каким-то определенным правилам, но во многих случаях все же можно дать определение этим терминам. Аббревиатура 4WD как правило относится к автомобилям повышенной проходимости, имеющим понижающий ряд трансмиссии (low range). AWD чаще всего применяется на полноприводных легковых автомобилях, которые в большинстве случаев не имеют понижающей передачи и часто являются моноприводными в нормальных дорожных условиях.
различия в системах полного привода (Редактировать)
о полном приводе подробнее (Редактировать)
This is a Wiki, so feel free to correct any factual or grammatical error. Test here before posting.